22 и 23 ноября члены «Службы
Охраны Природы» КГУ Ричард Фицморис и Лена Емельянова вместе провели
8 уроков в 39 школе г. Казани. Уроки эти можно было окрестить как «Новогодняя
альтернатива – праздник без елки”. Основная идея их уроков состояла
в том, чтобы побудить школьников к поиску альтернативы в использовании
живых деревьев на Новый Год. Ведь это сокращает и без того небольшие
леса Татарстана. Так как школа №39 - специализированная Английская школа,
часть урока проводилась по-английски. Ричард начинал каждый из уроков
с маленькой игровой разминки, предназначенной для того, чтобы подготовить
учеников к беседе на английском языке. Игра называлась: “Где правда,
а где ложь?”. Играя в нее, школьники пишут три вещи о себе, две из них
– правда, а одна - ложь. Затем каждый читает написанное вслух, а остальные
пытаются угадать – какое из описаний самого себя не соответствует истине.
После этой игры Рич обсуждал со школьниками о сходства и различия между
празднованием Нового Года в России и Рождества в Соединенных Штатах.
Для многих новостью были слова Ричарда о том, что перед реформами Петра
I, русские праздновали Новый Год 1-ого сентября и дарили друг другу
яблоки - как подарки. А живые деревья не рубили – эта традиция была
заимствована из Германии.
Затем Ричард спрашивал у учеников – а хороша ли эта традиция – ставить
деревья на Новый Год? Рич старался не устраивать из встречи лекцию,
а лишь направлял течение беседы в «нужное «русло, предоставляя школьникам
говорить так много, как им этого захочется. Если же у ребят возникали
проблемы с английским, то тут подключалась Елена и переводила на русский
язык. А еще Лена, в ходе небольшой игры, показала, какие опасности ждут
наши леса перед Новым Годом. Рисуя на доске деревья, животных, которые
питаются за их счет, Лена наглядно изобразила пищевую цепь в хвойном
лесу, а потом, «срубив» ели, школьники в ужасе обнаружили, сколько еще
живых существ погибнет вместе с «колючими» красавицами студенты пересмотрели
их выборы, и пригласила их назад на правление изменять деревья. Путем
«грубого» подсчета мы выяснили, что не менее 100 тысяч хвойных деревьев
гибнет каждую зиму под топорами лишь для того, чтобы на 3 –4 дня «украсить»
праздник жителей нашего миллионного города. Ведь это – небольшой хвойный
лес! А в целом по стране это число ужасающе огромно. Некоторые ученики
полагали, что решением этой проблемы может стать посадка новых деревьев
вместо тех, что срубили . Да, это облегчит ситуацию, но, как сказал
требуется приблизительно 7 лет для елки, чтобы вырасти на один метр.
Так как средний размер Нового Годового дерева - почти 2 метра, требуется
14 лет, чтобы вырасти до «товарного вида»
Затем Ричард рассказал о альтернативах использования живых деревьев
для Нового Год. Первая альтернатива - искусственное дерево. Есть много
преимуществ использования искусственного дерева вместо живого. Она может
использоваться многократно, экономя при этом ваши деньги. Монтаж и хранение
искусственной ели – тоже очень просты. Хотя некоторые из школьников
возразили, что искусственные деревья «не пахнут елкой». Лена объяснила,
что есть специальные «хвойные» освежители воздуха. Однако есть также
проблемы с искусственными деревьями. Они сделаны от нефтепродуктов,
которые, в отличие от деревьев, - невозобновляемые ресурсы. Да и утилизация
пластмассовых елок проблематична.
И вот тогда Ричард предложил два других способа красиво встретить Новый
год, не губя при этом елки - первое это -использование деревьев, выращенных
в горшках. Таким образом, люди могли бы не уничтожать, а увеличивать
количество хвойных, другая альтернатива – создание скульптурной композиции
из вторсырья, чем-то похожей на Новогоднее дерево. Он сказал историю
своего друга в Америке, который взял в школе скелет, и затем «создал»
из него оригинальную Рождественскую елку, украшая одетый скелет мишурой
и гирляндами. Понятно, что такая ель – куда забавнее, чем стандартная.
А если люди стали бы использовать пластик и дерево, ежедневно выбрасываемое
в мусорные баки для создания таких вот елок!
В конце урока школьникам предложили спроектировать собственную ель из
вторсырья! Разделившись на группы и вооружившись маркерами и бумагой,
школьники рисовали самые замысловатые деревья! Казалось, что урок им
понравился!
http://www.sopkgu.narod.ru
Original text (English)